Уважаемая редакция "Солдата удачи"!

          Мы, коллектив офицеров Вооружённых Сил, с интересом следим за публикациями в Вашем журнале практически с первого его выпуска. Специфика служебной деятельности до недавних пор не позволяла нам публиковаться на Ваших страницах, хотя интересного для Вас, на наш взгляд, материала у нас немало. Этот материал накапливался за время службы в "горячих точках", выполнении задач в Чечне, а также за девять лет подготовки офицеров армейского спецназа, причем не в клубах и секциях, а в рамках государственных структур. Поэтому о проблемах боевой подготовки армии в современных условиях мы знаем не понаслышке и имеем свой взгляд на них. Спасибо Вашему журналу, что Вы даете возможность обсудить их на своих страницах людям, которые непосредственно занимаются этими проблемами, в первую очередь войсковым офицерам. С большим интересом мы читали материалы, например, Б. Джерелиевского, С. Козлова, Д. Лимонова, раскрывавших опыт непосредственной подготовки и проведения спецопераций в Чечне, Афганистане. В этих и подобных им публикациях обнародуются бесценные крупицы практического опыта, которые не найдешь ни в одном учебнике. Представляют интерес статьи мастеров рукопашного боя, который бесспорно должен быть обязательной составляющей подготовки воина. Однако попытки узких специалистов рассуждать об общих проблемах боевой подготовки и военной теории вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, статья А. Белова "Воины возмездия", в которой автор без ложной скромности именует себя автором новой концепции партизанского движения, статья О. Салеха "В рукопашном бою побеждает … система", предлагающему в качестве панацеи от всех бед боевую систему школы "Чой". О проблемах, поднятых в последней статье, хотелось бы поговорить особо. Сразу оговорюсь, возражений по поводу высказанной в статье оценки современного состояния преподавания рукопашного боя в войсках практически нет. Да, действительно, в строевых частях российской армии не только рукопашный бой, но вся боевая подготовка практически "умножена на ноль". У командира части до неё чаще всего просто не доходят руки за решением проблем выживания - чем накормить солдат, во что одеть, обуть, как помыть в бане, как отремонтировать жилой фонд, обеспечить водой, теплом и электроэнергией и т.д. и т.п. Горючего нет, моторесурс техники либо на исходе, либо давно выработан, пополнение приходит то с дефицитом веса, то с хроническими заболеваниями, то с неоконченным начальным образованием (а за выполнение боевых задач, боевую и мобилизационную готовность части персональную ответственность никто не снимал!). У командира батальона проблемы почти те же, только масштабом поменьше, да ресурсами победнее. Вот и выходит, что проблемами обучения своих солдат занимается один Ванька-взводный в перерывах между решением хозяйственных задач. Поэтому любой семинар с привлеченными специалистами, позволяющий вырваться из рутины повседневных забот для армейских командиров счастье, а если специалисты показывают систему с четко выстроенной методикой обучения по вопросам, имеющим отношение к задачам боевой подготовки - это уже нечто, приводящее в состояние восторга.
          Проблема в том, что такими приглашенными специалистами чаще всего оказываются представители различных школ спортивных единоборств, как правило, очень далеких от реалий боевой обстановки. Эта отдаленность неизбежно проявляется в терминологии, в оценке места отдельных дисциплин в общей системе боевой подготовки, слабом понимании организационных аспектов занятий и самого уклада армейской жизни. Примером может служить уже упоминавшаяся статья О. Салеха "В рукопашном бою побеждает … система". Цитирую: "…факт остается фактом: на сегодняшний день у армии нет даже самой концепции развития и совершенствования системы подготовки л/с к единоборству с реальным противником." Времена схваток "один на один" для воинов массовых армий закончились вместе с рыцарством, т.е. лет этак 200-300 назад. Для современной армии даже в применении к рукопашному бою, являющемуся важным, но все же лишь одним из элементов боевой подготовки, речь должна вестись как минимум о групповых схватках, для которых важна не только и не столько индивидуальная техника, сколько умение работать в группе, взаимодействовать с товарищами, работать одновременно против нескольких противников. Приятно читать с теплотой к нашим бойцам написанное предисловие к статье, однако приведенные в ней примеры скорее исключение, а не правило. В течение 8 лет, проводя регулярные занятия с офицерами армейского спецназа, большая часть которых имела боевой опыт и Чечни, и Афганистана, и "горячих точек" СССР, мы систематически и целенаправленно собирали опыт боевых столкновений "накоротке". Так вот, офицеры всех соединений армейского спецзназа дружно говорят, что рукопашный бой (за исключением специальных задач типа захвата пленных) - исключение. Практически все боевые столкновения разрешались огневым подавлением противника. Однако также дружно все соглашались с нашей оценкой рукопашного боя как важнейшего средства воспитания воина, повышения его психологической устойчивости к экстремальным условиям войны. Если же говорить о проблемах боевой подготовки, то правильнее будет говорить о подготовке воина не к рукопашному, а к ближнему бою. Анализ опыта локальных конфликтов последних десятилетий позволяет сделать вывод о том, что ближний бой из специфичной формы боевых действий становится чуть ли не основной его формой. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться на его особенностях. Несмотря на свое широкое распространение и общепринятость термина "ближний бой" в практике войск, нам не удалось обнаружить его строгого определения. "Военная энциклопедия", "Словарь военных терминов" определяют понятие ближнего боя, характеризуя условия его возникновения и ведения: "Ближний бой наиболее характерен ... при уничтожении противника в оборонительных сооружениях, ведении боевых действий ночью, в лесу, населенных пунктах". Перечисленные условия имеют ряд общих особенностей. Для боя в оборонительных сооружениях, населенных пунктах, лесу характерна ограниченность пространства, возможностей для наблюдения, а также наличие большого числа укрытий на небольших расстояниях друг от друга, позволяющих противнику свести к минимуму время появления на линии огня, скрытно перемещаться и появляться практически с любого направления. Ночью, в тумане, других условиях ограниченной видимости также резко снижаются дистанции обнаружения противника, время наблюдения за ним, расширяется сектор возможных направлений появления целей.
          Анализ перечисленных условий, изучение опыта боевых действий в локальных военных конфликтах последних лет, опыта огневых контактов оперативного состава правоохранительных органов, а также проведенная экспериментальная работа позволила определить некоторые количественные характеристики ближнего боя и уточнить его определение. Для одиночных военнослужащих и мелких групп предлагается ближним боем считать бой в условиях ограниченного пространства и видимости (населенные пункты, лес, здания и сооружения) на дистанциях менее одной трети действительного огня используемого оружия. Проведенные эксперименты показали, что в условиях ближнего боя время на обнаружение и обстрел цели обычно не превышает 1-3 сек., а сектор возможных направлений на цель, как правило, превышает 180 град. Для успешного ведения ближнего боя военнослужащий должен уметь вести непрерывное наблюдение в секторе не менее 180 град. в сложных условиях, вести эффективный огонь по обнаруженным целям в минимальное время, эффективно использовать защитные свойства местности, грамотно перемещаться. Требование минимизации времени обстрела цели определяется не только малым временем ее появления, но и возникновением так называемой "дуэльной ситуации" - при внезапном столкновении на короткой дистанции, где высока вероятность попадания, выиграет тот, кто раньше откроет огонь и сумеет уйти с линии огня. Таким образом, для того, чтобы подготовить воина к успешному ведению ближнего боя, система подготовки должна включать в себя дисциплины и упражнения, развивающие высокую скорость движений, выносливость, осмотрительность, наблюдательность, психологическую готовность к действиям в условиях опасности. И в развитии этих качеств рукопашный бой в сочетании со специальной огневой подготовкой и тактическими занятиями незаменим. Остается открытым вопрос, какой именно рукопашный бой нужно внедрять в практику войск. Вызывает восхищение настойчивость и целеустремленность представителей т.н. "восточных" видов единоборств в продвижении своих систем. Русские воины с древних времен имели одну из лучших в мире боевых систем. Внимательный и беспристрастный взгляд на нашу историю позволяет найти множество примеров превосходства именно подготовки русских воинов. В ХIV веке дружина рязанского князя из трехсот человек в течение суток в поле! вела бой со стотысячным татаро-монгольским войском. В XVIII веке суворовские "чудо-богатыри" восхищали всю Европу страшным и неудержимым штыковым ударом, обращавшим в бегство многократно превосходящие силы противника. В первой мировой русские воины поддержали славу русского рукопашного боя. Однако насыщение армии дальнобойным скорострельным стрелковым оружием резко снизили роль рукопашного боя в решении задач общевойсковых подразделений (эта тенденция сохраняется до сих пор). Тем не менее, советские воины подтвердили авторитет русской школы рукопашного боя и во второй мировой войне. По утверждению одного из известнейших специалистов рукопашного боя советского периода, практика и методиста К.Т. Булочко "советские разведчики в одних только скрытых и бесшумных действиях, применяя холодное оружие и рукопашную борьбу, доставили в распоряжение командования Красной Армии не один десяток тысяч немецких солдат и офицеров". Завершающий этап второй мировой войны - разгром японского милитаризма - еще одно убедительное доказательство превосходства русской школы над восточными (всем сомневающимся рекомендую почитать воспоминания легендарного разведчика, дважды Героя Советского Союза В.Н. Леонова "Готовься к подвигу"), причем этот период не осмеливаются трогать даже самые оголтелые русофобы, договорившиеся до того, что Советский Союз выиграл Великую Отечественную войну, утопив немецкие войска в крови своих солдат. А афганский опыт спецназа ГРУ ГШ МО? А легендарная "Альфа" КГБ СССР, за более чем десятилетнюю историю антитеррористических операций не потерявшая ни одного заложника (кстати, единственная из аналогичных структур)? Поневоле вспомнишь мудрые слова: "нет пророков в своем отечестве". Странная ситуация - страна, выигравшая величайшую в истории человечества войну, всего лишь через пятьдесят лет после неё ищет решение проблемы подготовки своих воинов у поверженного противника. Может быть покопаемся в собственной истории и, пока ещё остались живы фронтовики и те, кого непосредственно они учили, попытаемся возродить отечественное боевое искусство, а не будем прививать системы, родившиеся "в смертельных схватках наркобаронов"? Тем более, что есть положительный опыт такой работы.
          Говоря о боевых искусствах как части подготовки воинов, оговоримся сразу, что речь будем вести именно о боевых искусствах, а не о спортивных единоборствах. Нелишне вспомнить мнение Н.Н. Ознобишина в отношении спортивных единоборств, в частности дзю-дзютцу, савата и бокса, высказанное ещё в 1930 году: "Мы не отрицаем того, что системы эти, практикуемые для целей чистого спорта, представляют прекрасное средство развития выдержки, быстроты, силы, ловкости и других физических и психических качеств и в этом косвенно подготовляет бойца, но ещё раз повторяем - реальной прямой подготовки к серьёзному столкновению они не дают".

1. Спортсмен работает в строгих рамках правил, руководствуясь спортивной этикой, защищая свою спортивную честь и славу.
- Воин действует вне всяких правил, в обстановке трудно прогнозируемой, непредсказуемой, защищая жизнь свою и соратников.

2. Спортсмен может исправить свои ошибки, допущенные в ходе поединка, менять тактику схватки, "потянуть" время до перерыва, изменить сам стиль ведения поединка (о групповых схватках в спорте речь вообще не идет).
- Воину каждая ошибка в бою может стоить жизни, причем не только его, но и товарищей.

3. Спортсмен живет строго по режиму, вовремя и полноценно питается, отдыхает, тренируется, наблюдается у врача и в случае отклонений в здоровье будет просто не допущен к поединку.
- Воин же выполняет задачу и вступает в бой в любых условиях. Характерно, что в обстановке, когда наиболее высока вероятность рукопашной схватки (разведгруппа в поиске, малые группы, действующие в отрыве от своих войск, в окружении и т.п.), как раз и условия жизнеобеспечения наиболее неблагоприятны - нерегулярное и скудное питание, большие физические перегрузки, переутомление, заболевания, ранения при отсутствии квалифицированной медицинской помощи.

4. Спортсмен выходит на ровную специально подготовленную поверхность ринга (ковра, татами) в спортивной одежде из теплой раздевалки.
- Воин вступает в бой на абсолютно неподготовленной поверхности (почва, асфальт, развалины, каменистые осыпи и все, что угодно) после изнурительного марша, навьюченный оружием, снаряжением, спецсредствами (при выходе на задачу РДГ СпН в Афганистане полный вес снаряжения солдат достигал 50 кг). Согласитесь, с четырехкилограммовым автоматом в руках, с тридцатикилограммовым вьюком на спине и в облепленных грязью армейских "берцах" "маваши-гери" как-то не идет.

5. Спортсмен встречается с примерно равным по физическим кондициям да и по уровню подготовки противником (встреча третьеразрядника с мастером на две весовые категории тяжелее в спортивном поединке, извините, маловероятна).
- Воин должен драться и побеждать любого противника, возможно, нескольких сразу.

6. Спортсмен готовится к схватке заранее и физически, и психологически, проводит разминку, "настраивается" на поединок сам и с помощью тренера.
- Воин должен быть готов к столкновению в любой момент и в любом месте, на "настройку", оценку обстановки и принятие решения на бой ему отводятся доли секунды. Перечисленные особенности условий возникновения и ведения ближнего и рукопашного боя позволяют сформулировать перечень основных требований к боевой системе, предлагаемой для внедрения в подготовку войск.

Вверх