|
Мы,
коллектив офицеров Вооружённых Сил, с интересом следим за
публикациями в Вашем журнале практически с первого его выпуска.
Специфика служебной деятельности до недавних пор не позволяла
нам публиковаться на Ваших страницах, хотя интересного для
Вас, на наш взгляд, материала у нас немало. Этот материал
накапливался за время службы в "горячих точках",
выполнении задач в Чечне, а также за девять лет подготовки
офицеров армейского спецназа, причем не в клубах и секциях,
а в рамках государственных структур. Поэтому о проблемах боевой
подготовки армии в современных условиях мы знаем не понаслышке
и имеем свой взгляд на них. Спасибо Вашему журналу, что Вы
даете возможность обсудить их на своих страницах людям, которые
непосредственно занимаются этими проблемами, в первую очередь
войсковым офицерам. С большим интересом мы читали материалы,
например, Б. Джерелиевского, С. Козлова, Д. Лимонова, раскрывавших
опыт непосредственной подготовки и проведения спецопераций
в Чечне, Афганистане. В этих и подобных им публикациях обнародуются
бесценные крупицы практического опыта, которые не найдешь
ни в одном учебнике. Представляют интерес статьи мастеров
рукопашного боя, который бесспорно должен быть обязательной
составляющей подготовки воина. Однако попытки узких специалистов
рассуждать об общих проблемах боевой подготовки и военной
теории вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, статья
А. Белова "Воины возмездия", в которой автор без
ложной скромности именует себя автором новой концепции партизанского
движения, статья О. Салеха "В рукопашном бою побеждает
… система", предлагающему в качестве панацеи от всех
бед боевую систему школы "Чой". О проблемах, поднятых
в последней статье, хотелось бы поговорить особо. Сразу оговорюсь,
возражений по поводу высказанной в статье оценки современного
состояния преподавания рукопашного боя в войсках практически
нет. Да, действительно, в строевых частях российской армии
не только рукопашный бой, но вся боевая подготовка практически
"умножена на ноль". У командира части до неё чаще
всего просто не доходят руки за решением проблем выживания
- чем накормить солдат, во что одеть, обуть, как помыть в
бане, как отремонтировать жилой фонд, обеспечить водой, теплом
и электроэнергией и т.д. и т.п. Горючего нет, моторесурс техники
либо на исходе, либо давно выработан, пополнение приходит
то с дефицитом веса, то с хроническими заболеваниями, то с
неоконченным начальным образованием (а за выполнение боевых
задач, боевую и мобилизационную готовность части персональную
ответственность никто не снимал!). У командира батальона проблемы
почти те же, только масштабом поменьше, да ресурсами победнее.
Вот и выходит, что проблемами обучения своих солдат занимается
один Ванька-взводный в перерывах между решением хозяйственных
задач. Поэтому любой семинар с привлеченными специалистами,
позволяющий вырваться из рутины повседневных забот для армейских
командиров счастье, а если специалисты показывают систему
с четко выстроенной методикой обучения по вопросам, имеющим
отношение к задачам боевой подготовки - это уже нечто, приводящее
в состояние восторга.
Проблема
в том, что такими приглашенными специалистами чаще всего оказываются
представители различных школ спортивных единоборств, как правило,
очень далеких от реалий боевой обстановки. Эта отдаленность
неизбежно проявляется в терминологии, в оценке места отдельных
дисциплин в общей системе боевой подготовки, слабом понимании
организационных аспектов занятий и самого уклада армейской
жизни. Примером может служить уже упоминавшаяся статья О.
Салеха "В рукопашном бою побеждает … система". Цитирую:
"…факт остается фактом: на сегодняшний день у армии нет
даже самой концепции развития и совершенствования системы
подготовки л/с к единоборству с реальным противником."
Времена схваток "один на один" для воинов массовых
армий закончились вместе с рыцарством, т.е. лет этак 200-300
назад. Для современной армии даже в применении к рукопашному
бою, являющемуся важным, но все же лишь одним из элементов
боевой подготовки, речь должна вестись как минимум о групповых
схватках, для которых важна не только и не столько индивидуальная
техника, сколько умение работать в группе, взаимодействовать
с товарищами, работать одновременно против нескольких противников.
Приятно читать с теплотой к нашим бойцам написанное предисловие
к статье, однако приведенные в ней примеры скорее исключение,
а не правило. В течение 8 лет, проводя регулярные занятия
с офицерами армейского спецназа, большая часть которых имела
боевой опыт и Чечни, и Афганистана, и "горячих точек"
СССР, мы систематически и целенаправленно собирали опыт боевых
столкновений "накоротке". Так вот, офицеры всех
соединений армейского спецзназа дружно говорят, что рукопашный
бой (за исключением специальных задач типа захвата пленных)
- исключение. Практически все боевые столкновения разрешались
огневым подавлением противника. Однако также дружно все соглашались
с нашей оценкой рукопашного боя как важнейшего средства воспитания
воина, повышения его психологической устойчивости к экстремальным
условиям войны. Если же говорить о проблемах боевой подготовки,
то правильнее будет говорить о подготовке воина не к рукопашному,
а к ближнему бою. Анализ опыта локальных конфликтов последних
десятилетий позволяет сделать вывод о том, что ближний бой
из специфичной формы боевых действий становится чуть ли не
основной его формой. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться
на его особенностях. Несмотря на свое широкое распространение
и общепринятость термина "ближний бой" в практике
войск, нам не удалось обнаружить его строгого определения.
"Военная энциклопедия", "Словарь военных терминов"
определяют понятие ближнего боя, характеризуя условия его
возникновения и ведения: "Ближний бой наиболее характерен
... при уничтожении противника в оборонительных сооружениях,
ведении боевых действий ночью, в лесу, населенных пунктах".
Перечисленные условия имеют ряд общих особенностей. Для боя
в оборонительных сооружениях, населенных пунктах, лесу характерна
ограниченность пространства, возможностей для наблюдения,
а также наличие большого числа укрытий на небольших расстояниях
друг от друга, позволяющих противнику свести к минимуму время
появления на линии огня, скрытно перемещаться и появляться
практически с любого направления. Ночью, в тумане, других
условиях ограниченной видимости также резко снижаются дистанции
обнаружения противника, время наблюдения за ним, расширяется
сектор возможных направлений появления целей.
Анализ
перечисленных условий, изучение опыта боевых действий в локальных
военных конфликтах последних лет, опыта огневых контактов
оперативного состава правоохранительных органов, а также проведенная
экспериментальная работа позволила определить некоторые количественные
характеристики ближнего боя и уточнить его определение. Для
одиночных военнослужащих и мелких групп предлагается ближним
боем считать бой в условиях ограниченного пространства и видимости
(населенные пункты, лес, здания и сооружения) на дистанциях
менее одной трети действительного огня используемого оружия.
Проведенные эксперименты показали, что в условиях ближнего
боя время на обнаружение и обстрел цели обычно не превышает
1-3 сек., а сектор возможных направлений на цель, как правило,
превышает 180 град. Для успешного ведения ближнего боя военнослужащий
должен уметь вести непрерывное наблюдение в секторе не менее
180 град. в сложных условиях, вести эффективный огонь по обнаруженным
целям в минимальное время, эффективно использовать защитные
свойства местности, грамотно перемещаться. Требование минимизации
времени обстрела цели определяется не только малым временем
ее появления, но и возникновением так называемой "дуэльной
ситуации" - при внезапном столкновении на короткой дистанции,
где высока вероятность попадания, выиграет тот, кто раньше
откроет огонь и сумеет уйти с линии огня. Таким образом, для
того, чтобы подготовить воина к успешному ведению ближнего
боя, система подготовки должна включать в себя дисциплины
и упражнения, развивающие высокую скорость движений, выносливость,
осмотрительность, наблюдательность, психологическую готовность
к действиям в условиях опасности. И в развитии этих качеств
рукопашный бой в сочетании со специальной огневой подготовкой
и тактическими занятиями незаменим. Остается открытым вопрос,
какой именно рукопашный бой нужно внедрять в практику войск.
Вызывает восхищение настойчивость и целеустремленность представителей
т.н. "восточных" видов единоборств в продвижении
своих систем. Русские воины с древних времен имели одну из
лучших в мире боевых систем. Внимательный и беспристрастный
взгляд на нашу историю позволяет найти множество примеров
превосходства именно подготовки русских воинов. В ХIV веке
дружина рязанского князя из трехсот человек в течение суток
в поле! вела бой со стотысячным татаро-монгольским войском.
В XVIII веке суворовские "чудо-богатыри" восхищали
всю Европу страшным и неудержимым штыковым ударом, обращавшим
в бегство многократно превосходящие силы противника. В первой
мировой русские воины поддержали славу русского рукопашного
боя. Однако насыщение армии дальнобойным скорострельным стрелковым
оружием резко снизили роль рукопашного боя в решении задач
общевойсковых подразделений (эта тенденция сохраняется до
сих пор). Тем не менее, советские воины подтвердили авторитет
русской школы рукопашного боя и во второй мировой войне. По
утверждению одного из известнейших специалистов рукопашного
боя советского периода, практика и методиста К.Т. Булочко
"советские разведчики в одних только скрытых и бесшумных
действиях, применяя холодное оружие и рукопашную борьбу, доставили
в распоряжение командования Красной Армии не один десяток
тысяч немецких солдат и офицеров". Завершающий этап второй
мировой войны - разгром японского милитаризма - еще одно убедительное
доказательство превосходства русской школы над восточными
(всем сомневающимся рекомендую почитать воспоминания легендарного
разведчика, дважды Героя Советского Союза В.Н. Леонова "Готовься
к подвигу"), причем этот период не осмеливаются трогать
даже самые оголтелые русофобы, договорившиеся до того, что
Советский Союз выиграл Великую Отечественную войну, утопив
немецкие войска в крови своих солдат. А афганский опыт спецназа
ГРУ ГШ МО? А легендарная "Альфа" КГБ СССР, за более
чем десятилетнюю историю антитеррористических операций не
потерявшая ни одного заложника (кстати, единственная из аналогичных
структур)? Поневоле вспомнишь мудрые слова: "нет пророков
в своем отечестве". Странная ситуация - страна, выигравшая
величайшую в истории человечества войну, всего лишь через
пятьдесят лет после неё ищет решение проблемы подготовки своих
воинов у поверженного противника. Может быть покопаемся в
собственной истории и, пока ещё остались живы фронтовики и
те, кого непосредственно они учили, попытаемся возродить отечественное
боевое искусство, а не будем прививать системы, родившиеся
"в смертельных схватках наркобаронов"? Тем более,
что есть положительный опыт такой работы.
Говоря
о боевых искусствах как части подготовки воинов, оговоримся
сразу, что речь будем вести именно о боевых искусствах, а
не о спортивных единоборствах. Нелишне вспомнить мнение Н.Н.
Ознобишина в отношении спортивных единоборств, в частности
дзю-дзютцу, савата и бокса, высказанное ещё в 1930 году: "Мы
не отрицаем того, что системы эти, практикуемые для целей
чистого спорта, представляют прекрасное средство развития
выдержки, быстроты, силы, ловкости и других физических и психических
качеств и в этом косвенно подготовляет бойца, но ещё раз повторяем
- реальной прямой подготовки к серьёзному столкновению они
не дают".
1. Спортсмен работает в строгих рамках правил, руководствуясь
спортивной этикой, защищая свою спортивную честь и славу.
- Воин действует вне всяких правил, в обстановке трудно
прогнозируемой, непредсказуемой, защищая жизнь свою и соратников.
2. Спортсмен может исправить свои ошибки, допущенные в ходе
поединка, менять тактику схватки, "потянуть" время до перерыва,
изменить сам стиль ведения поединка (о групповых схватках
в спорте речь вообще не идет).
- Воину каждая ошибка в бою может стоить жизни, причем
не только его, но и товарищей.
3. Спортсмен живет строго по режиму, вовремя и полноценно
питается, отдыхает, тренируется, наблюдается у врача и в случае
отклонений в здоровье будет просто не допущен к поединку.
- Воин же выполняет задачу и вступает в бой в любых условиях.
Характерно, что в обстановке, когда наиболее высока вероятность
рукопашной схватки (разведгруппа в поиске, малые группы, действующие
в отрыве от своих войск, в окружении и т.п.), как раз и условия
жизнеобеспечения наиболее неблагоприятны - нерегулярное и
скудное питание, большие физические перегрузки, переутомление,
заболевания, ранения при отсутствии квалифицированной медицинской
помощи.
4. Спортсмен выходит на ровную специально подготовленную поверхность
ринга (ковра, татами) в спортивной одежде из теплой раздевалки.
- Воин вступает в бой на абсолютно неподготовленной поверхности
(почва, асфальт, развалины, каменистые осыпи и все, что угодно)
после изнурительного марша, навьюченный оружием, снаряжением,
спецсредствами (при выходе на задачу РДГ СпН в Афганистане
полный вес снаряжения солдат достигал 50 кг). Согласитесь,
с четырехкилограммовым автоматом в руках, с тридцатикилограммовым
вьюком на спине и в облепленных грязью армейских "берцах"
"маваши-гери" как-то не идет.
5. Спортсмен встречается с примерно равным по физическим кондициям
да и по уровню подготовки противником (встреча третьеразрядника
с мастером на две весовые категории тяжелее в спортивном поединке,
извините, маловероятна).
- Воин должен драться и побеждать любого противника,
возможно, нескольких сразу.
6. Спортсмен готовится к схватке заранее и физически, и психологически,
проводит разминку, "настраивается" на поединок сам и с помощью
тренера.
- Воин должен быть готов к столкновению в любой момент
и в любом месте, на "настройку", оценку обстановки и принятие
решения на бой ему отводятся доли секунды. Перечисленные особенности
условий возникновения и ведения ближнего и рукопашного боя
позволяют сформулировать перечень основных требований к боевой
системе, предлагаемой для внедрения в подготовку войск.
|
|